МСТИСЛАВЛЬ  ДО   ХVI века

 

Мстиславль с древнейших времен до середины XIV века

 

Девичья гора

Девичья гора – городище славян-язычников

Первое поселение в Мстиславле находилось на Девичьей горе. Здесь было городище нашей эры, оставленное племенами кривичами. Хотя историк В. Краснянский утверждает, что в этом месте жили племена радимичей, т.к. в районе Печковки и Вихрянах (недалеко от Мстиславля) были произведены раскопки курганов, подтвердившие обычай погребения посредством сожжения, сохранившийся именно у радимичей.

Интересны и предания, связанные с названием «Девичья гора». В одной говорится, что однажды одна из Мстиславских княгинь приказала девушкам за ночь принести в подолах земли и насыпать высокий оборонительный холм. Отсюда и пошло название – Девичья гора.

Другое предание гласит, что здесь жило Диво, Чудовище, и молва о нём была известна по всей округе. Чередование гласных букв «и», «е» в словах характерно для разговорной речи племён язычников.

  По третьему преданию уже тогда Мстиславль был так красив, что его называли Дивий город. Отсюда и название Девичья гора. Сейчас она занимает площадь 300 м. Ее высота 10,5 метров.

   Мстиславль как укрепленное поселение возник на юго-западе от Девичьей горы. Место для строительства было выбрано очень удачно. Высокая гора служила натуральной преградой и оберегала поселившихся людей от диких зверей и воинственно настроенных соседей. Жители насыпали высокий вал и укрепили его дубовым частоколом. За сильными стенами находился посёлок, который постепенно вырос до таких размеров, что люди начали селиться на склонах гор в его округе. Так возник Мстиславль.

 

Видеофильм "Легенды древнего города"

 

Мстиславль – центр удельного княжества

Время возникновения города, как и большинства старинных мест, с точностью неизвестно, да едва ли может быть установлено, так как Мстиславль, как и многие другие города, при своём основании звался городом лишь в смысле укреплённого места и только постепенно, с увеличением населения, превратился в город, в позднейшем значении этого слова. Находился Мстиславль на Замковой горе, названной так потому, что здесь с XIII по XVII века стоял деревянный замок. Площадка, возвышающаяся над дном оврагов высотой 20 метров, была обнесена по периметру валами и занимала площадь 1.450 м2.

А впервые город упоминается около 1135 года во 2-й Уставной грамоте смоленских князей как передовое укрепление против нападения вражеских племён и основан князем Ростиславом Мстиславовичем из рода Мономаха. Название своё получил в честь Мстислава Романовича, внука первого Мстиславского князя. Именно при Мстиславе Романовиче город 1180 году стал центром удельного княжества. Однако он мало интересовался своим уделом и вскоре вступил на смоленский престол. Вероятно, тогда присоединил Мстиславль к Смоленскому княжеству. Трагична судьба Мстислава Романовича  Став Великим Киевским правителем, он призвал удельных князей к борьбе против монголо-татарского нашествия. А когда в 1223 году на реке Калке русские войска потерпели крупное поражение от монголо-татар, Чингисхан обещал даровать жизнь князьям в случае их добровольной сдачи. Мстислав Романович поверил коварным обещаниям и вместе с союзниками  сложил оружие. Тогда татары перебили их рать, а на живых князей положили дощатый помост, сели на него и праздновали победу.

    Последующий период истории Мстиславля до половины XIV века мало известен. Несомненно только, что город и в это время входил в состав Смоленского княжества и вместе с ним делил его горести и радости: участвовал в княжеских междоусобицах, счастливо избежал татарского ига, вместе со Смоленском вёл борьбу с Литвой и первый из смоленских городов попал под её власть.

 

Замковая гора

Вид с Девичьей горы

Макет замка в Мстиславском музее

Вид на Замковую гору со сторны Заречья

Вид с Замковой горы на Кармелитский костел

 

Мстиславль в составе Великого княжества Литовского

 

Лугвений-Семен

Лугвений-Семён Ольгердович – родоначальник династии Мстиславских князей

Стремясь неоднократно подчинить себе Мстиславль, литовский князь Ольгерд в 1359 году штурмом взял город и оставил там своего наместника. С этого времени начинается история Мстиславля в составе Литовского княжества. Ещё при жизни Ольгерд отдал город своему третьему сыну от Марии Витебской Лугвению. Это была большая территория, в состав которого, кроме нынешнего Мстиславского района, входила часть Чериковского и большая часть Чаусского районов.

    Князь Лугвений (в некоторых источниках именуется Лунгвен) сделался родоначальником князей Мстиславских, игравших видную роль в борьбе Великого княжества Литовского с Москвой в XV-XVI веках. По его имени Мстиславские князья в актах обыкновенно звались Лугвениевичами.

    Родился Лугвений в 1349 году. Так как мать его Мария Витебская была православной, то его крестили по Византийскому обряду и нарекли Симеоном (Семёном). Первый раз Лугвений-Семён женился  в июне 1394 года на дочери Московского князя Дмитрия Донского Марии в дань уважения за то, что Мстиславский князь показал мужество и отвагу в знаменитой Куликовской битве, сражаясь на стороне русских войск против полчищ Золотой Орды. Но недолгим был их брак. В 1399 году Мария умерла, оставив после себя сына Юрия.

    Второй раз Лугвений венчался зимой 1407 года. В 1411 году у него родился сын Ярослав. Лугвений княжил в Мстиславле до 1431 года и умер 80 лет от роду. Его широкая и воинственная натура не позволяла подолгу засиживаться в Мстиславле. Он ревностно помогал литовским князьям во всех военных и политических событиях, а во времена затишья отдавал свои силы на служение Великому Новгороду в качестве наместника.

    В 1386 году Лугвений-Семён отправился в Краков на свадьбу Ягайлы и Ядвиги. Это был династический брак, позволивший литовскому князю Ягайле стать польским королем. В это время Смоленский князь Святослав, тяготившийся зависимостью от Литвы, решил в союзе с Полоцким князем Андреем отнять недавно отвергнутый у Смоленска Мстиславль. 18 апреля 1386 года город был обложен со всех сторон. 11 дней продолжалась оборона. Подкапывали стены, разрушали заставы и башни осадным оружием. Но брат Лугвения Коригайло отстоял город до прибытия Мстиславского князя из Кракова. Появление у стен свежих сил было неожиданным для Святослава, но Смоленский князь вступил в борьбу с Лугвением. В сражении на берегах Вихры Святослав погиб, а двоих его сыновей взяли в плен. Таким образом, благодаря местным жителям, не пожелавшим подчиниться Смоленскому князю, Лугвению удалось удержать за собой Мстиславль.

    Князь Лугвений-Семён проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь, в 8 км от Мстиславля. Преемники его всегда относились с большим вниманием к этой обители и своими щедрыми жертвами обеспечивали ей безбедное существование. С начала XVII века до 1839 года, когда в Беларуси, как впрочем и по всей западной области Российской империи, существовала униатская церковь (попытка объединения православной и католической веры под главенством Римского папы), этот монастырь тоже был униатским и принадлежал Базилианскому ордену.

    Кроме того, внутри Мстиславского замка Лугвением-Семёном был построен Нагорный Николаевский монастырь, который  разрушили войска московского князя в середине XVII века.

    В 1407 году была также основана в 17 км от Мстиславля каменная Онуфриевская обитель, в начале XVII века одна из первых обращённая в униатский монастырь, игравший в истории унии значительную роль. В первой половине XIX века он был возвращён православной церкви и превращён в церковь для пахотных солдат, а в начале XX века существовал как приходская церковь. Именно здесь предположительно хранились древние портреты сына Лугвения-Семёна Юрия и его жены Софии.

Но не одной преданностью православной вере известен истории князь Лугвений. Именно при нём сложилась общественная политическая жизнь Мстиславля, записанная в грамотах, в которых определялись права и привилегии жителей города и его окрестностей. Именно грамота даёт нам живую картину жизни Мстиславля в конце XIV века. Характерен здесь прежде всего тот «русский язык», которым написана грамота. Это действительно древнерусский, или точнее западнорусский язык, совершенно чистый от позднейших польских примесей, язык, который был в употреблении у местных жителей того времени, характерные особенности которого в роде гортанного «кг» и твёрдого «р» сохранились в Мстиславле и поныне.

Грамота даёт также представление и о некоторых сторонах бытовой, общественной и государственной жизни тех лет: земля считается княжеской, и все землевладельцы (даже богатые бояре) за пользование землёй обязаны были платить пошлины или самому князю или его наместникам. Кроме того, они несли военную службу у Лугвения. От взноса земельной пошлины, как видно из грамоты, землевладельцы могли освобождаться за особые заслуги перед князем, который имел свой суд для привилегированного сословия. Остальное население Мстиславля подлежало суду княжеских «урядников и десятников городских».

Ростислав Мстиславович

Пустынский монастырь (современный вид)

   
 

Правление Юрия Лугвениевича в Мстиславле (1431-1455г.г.)

 

Берестяная грамота

Достойным преемником доблестного и деятельного князя Лугвения-Семёна был его сын Юрий. Он, как и его отец, крестился по православному образцу и получил второе имя Георгий. Ещё юношей Юрий (Георгий) покрыл свое имя славой героя в знаменитом в истории славянства Грюнвальдском бою. В этом сражении соединенными силами русских, поляков, литовцев, чехов, монголо-татар и белорусов был нанесен решительный удар немецкому Тевтонскому ордену, державшему в повиновении области Польши, Литвы и Руси, и навсегда положен предел его движению на восток. В решительный момент этого боя, когда польские дружины, дрогнув, обратились в бегство, и в лагере союзников началась паника, только три смоленские полки под командованием князя Лугвения и Мстиславский полк, которым руководил юный Юрий Лугвениевич, не подчинились общей панике и, стойко выдержав до прибытия подкреплений сильный напор врага, дали возможность великому литовскому князю Витовту собрать бегущих и привести их боевой порядок. Только тогда удача перешла на сторону союзников, и Тевтонский орден был разбит на голову. Ум и мужество Юрия Лугвениевича и доблесть смоленских полков вырвали из рук немцев в решительную минуту победу. Таким образом, внуку Дмитрия Донского, разгромившего монголо-татар в знаменитой Куликовской битве, выпало на долю счастье быть главным героем сражения под  Грюнвальдом, освободившим славян от немецкого ига.

Многие ученые оспаривают роль молодого Юрия, которому в то время было около 13 лет, как руководителя одного из Смоленских полков, ссылаясь на возраст княжича.  Однако история знает немало примеров, когда уже в юности проявлялся полководческий талант многих политических деятелей (достаточно вспомнить известного писателя Аркадия Гайдара, который уже в юношеские годы командовал полком).

Сделавшись князем Мстиславским, Юрий поступил в 1432 году на службу Великого Новгорода. Но вскоре он вернулся в Мстиславль и принял участие в междоусобной борьбе на стороне князя Свидригайлы, сторонника православия в Великом княжестве Литовском. Удача то следует за ним, то счастье отворачивается от Юрия.

Но и в годы своего вынужденного пребывания в чужих землях он не бездействовал. Так в 1438 году, состоя на службе у Новгорода, князь одержал ряд блестящих побед над Ливонским орденом.

Схема Грюнвальдской битвы

 
 

Иван Юрьевич – последний Мстиславский князь рода Лугвениевичей по мужской линии.

 
 

После смерти Юрия Мстиславлем стал править его сын Иван (1455-1495г.г.). Князь Иван Юрьевич совсем не был похож своим характером на отца. Военное поприще не было его призванием. О его военных подвигах не сохранилось никаких сведений. Это был период затишья, пользуясь которым князь жил в Мстиславле и мирно занимался внутренним устройством своего удела.

    Князь Казимир IV Великого княжества Литовского, в которое входил и Мстиславль, стремился насильно заставить население города принять католическую веру. Иван Юрьевич противился этому, и все свои силы посвятил на поддержание в своем княжестве православия. Поэтому Пустынский и Онуфриевский монастыри пользовались особым вниманием князя, так как в конце XV века обе эти обители владели обширными землями и имели большие пасеки пчёл (были крупными «бортниками»). Бортный промысел давал большую прибыль Мстиславскому княжеству при тогдашнем богатстве его лесами.

В княжеском дворе Иван Юрьевич создает в 1463 году соборный храм во имя Пресвятой Троицы. При нём князь учредил большой штат православного духовенства. Однако территория Мстиславского княжества сильно сократилась и была подчинена великокняжеским наместникам.

    Со смертью Ивана прекратился род Мстиславских князей по мужской линии, а вместе с тем постепенно стала исчезать и былая самостоятельность Мстиславского княжества. Иван Юрьевич, умирая, оставил после себя лишь двух дочерей. Старшая княжна Ульяна вышла замуж за Михаила Ивановича Жеславского. Великий Литовский князь Александр, ревностный сторонник католичества, воспользовался этим и отдал Мстиславское княжество именно в виде милости князю Жеславскому.  

 

Троицкая церковь

 
 

Военные бедствия при последнем удельном князе Михаиле Ивановиче Жеславском

 
 

Являясь пограничным городом, Мстиславль в первой половине XVI века оказался в самом центре военных действий на многие годы. Так, в 1500 году московские войска под предводительством князей Можайского, Шемякина и Ростовского полностью уничтожили литовские войска (по сведению летописцев погибло 7 тысяч литовцев, а сам Михаил Иванович успел скрыться за стенами города), опустошив и разорив окрестности Мстиславля. В 1501, 1505 и 1508 г.г. московские войска сожгли не только окрестные деревни, но и уничтожили весь посад вблизи города. Пострадал Мстиславль и от литовского вмешательства. Так, в 1514 году литовский князь К.И. Острожский вновь занял Мстиславль.

 Нелегко было Михаилу Ивановичу править в княжестве, так как оно представляло важный стратегический пункт в борьбе Литвы и Москвы. Вот почему князю Жеславскому не раз приходилось присягать как московским войскам, так и вновь возвращаться в литовское подданство.

Для самого же Михаила Ивановича война 1535 года оказалась последней: в том же году он умер, оставив после себя  двух сыновей от первого брака и четырех дочерей от второго. Старший сын Василий умер в расцвете лет, а младший Фёдор уехал на службу в Москву и стал родоначальником династии  Мстиславских князей в Московском государстве.